ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
В движении состоит 592 участника
Сторонников движения 1940 человек
Вступить в движение

СОЗИДАНИЕ КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

СОЗИДАНИЕ КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Предлагаю вниманию читателей интересную статью Полякова О.Л. опубликованную в Международном ежегоднике «Проблемы информационной цивилизации», выпуск 3, под редакцией профессора Б.И.Иванова. – СПб., 2007, сс.186-206.

В настоящее время становится всё более очевидным, что человечество стремительно приближается к катастрофе глобального масштаба. Развитие техники вышло из-под контроля и стало главным фактором изменений на Земле. Каждые несколько лет человечество сталкивается с новыми проблемами, которые она оказалось не в состоянии предвидеть и что ещё более печально, решить. Это наркомания, ВИЧ-инфекция, терроризм, распространение ядерного оружия, отсутствие сдержек доминирующим странам в однополярном мире, неспособность обеспечить информационную безопасность, ставшие обыденностью экологические катастрофы и множество других уже стоящих на пороге проблем. Время «ускоряется», и события развиваются быстрее, чем мы успеваем на них реагировать. Решающим фактором становится конечность эволюционного развития. Результатом её является всё более быстрая смена эпох, стилей, сокращение сроков внедрения инноваций. Менее жизни одного поколения потребовалось, чтобы компьютеризация, интернет, мобильная связь охватили весь мир. Стремительно растёт количество совершенно новых видов вооружения. Недалеко то время, когда оружие, равное по разрушительной силе атомной бомбе, можно будет собрать на кухне. Но это далеко не единственный вариант катастрофы, их сценарии стремительно множатся: это взломы и сбои в компьютерных сетях, новые виды инфекций, информационного воздействия, манипуляции сознанием, глобальное потепление, обвал планетарной экономики вследствие экономического кризиса в США.

Все, в какой то мере ранее работавшие сдерживающие факторы (религиозные запреты, этика, выработавшаяся в течение многих веков постепенного изменения общества, различные виды цензуры) перестают работать. Человек, общество не способны меняться столь быстро, и выработка новой этики, способной противостоять техническим и материальным искушениям нового времени, безнадёжно опаздывает.

Ничего обнадёживающего не видно и на более динамичном государственном уровне. Политики наиболее развитых в экономическом и военном отношении стран заняты решением проблемы удержания своего доминирующего положения и достигнутого высокого уровня жизни. Всё это в значительной мере за счёт своих менее развитых соседей, что увеличивает пропасть непонимания и недоверия между несколькими мирами, сосуществующими отнюдь не мирно на нашей Земле.

Оставшееся неизменным с древнейших времён превалирующее стремление власти продлить и укрепить себя, сейчас стало особенно опасным из-за пренебрежения проблемой выживания цивилизации в целом. Включите программу известий по любому телевизионному каналу любой страны, и вы поймёте, что власти слепы и глухи к этой проблеме.

Таким образом, за исключением отдельных учёных и политаналитиков, пришедших к пониманию глубокого прогрессирующего кризиса, общество в целом на всех его уровнях не осознаёт надвигающейся угрозы и не принимает сколько-нибудь действенных мер, способных изменить ситуацию. Тем более нет речи о реальных механизмах предотвращения падения в пропасть. Подавляющее большинство предложений сводится к идее выработки новой этики. Но у человечества сегодня нет понимания, какой должна быть новая этика, как её создавать, каковы методы, программы внедрения её в массы. Мы сейчас не знаем, реально ли создание новой этики на основе полной информационной прозрачности, или это компьютерная утопия XXI века. Очевидно, что нейросемантические системы будущего существенно изменят жизнь человека и его этику, но мы не знаем как, не знаем даже в положительную или отрицательную сторону. В падении культуры, которое мы наблюдаем сейчас, безусловно, есть и «компьютерная составляющая». Всё больше операций человек препоручает компьютеру, не имеющему чувств, и это даёт свои последствия. Где основания полагать, что в дальнейшем знак влияния технического прогресса изменится на противоположный?

Следующим этапом после создания этики предполагается ориентация науки и техники на этически значимые цели. Но кто будет ориентировать, а кто слушаться и следовать указаниям? Считается, что те, кто получит качественно новое образование. Но, чтобы его дать, нужны качественно новые учителя. На последнее нужно как минимум несколько десятилетий, пока же качество образования, если говорить о России, только упало в сравнении с восьмидесятыми годами XX столетия.

Кто и на каких принципах будет разрабатывать это новое образование (на нашем веку мы были свидетелями не одной реформы образования), кто реально будет воспитывать этого (ещё одно предложение!) нового многостороннего человека, приобщать его к целостной духовной культуре? Как воссоздать или создать заново целостность, которую культура утратила на протяжении предыдущих столетий? Возможно ли это вообще при том давлении информационного поля, которое оказывается на человека сегодня через рекламу, СМИ?

Но даже если бы у нас были самые ясные представления о том, какой должна быть будущая этика, перевод человека на её рельсы, процесс очень постепенный и длительный.

И не столько из-за проблем с качеством образования и упадком культуры, как вследствие инерционности человека. В мире животных сильно вооружённые (лев, волк) обладают сильной этикой (они не убивают себе подобных), слабые – слабой. Парадокс человека в том, что за последние тысячелетия он вооружился лучше всех на Земле, но этика его осталась слабой. Возможно ли её сделать сильной за оставшиеся 50-100 лет до катастрофы? Вряд ли, если формировать её на основе, как предлагают некоторые, таких общечеловеческих заповедей, как «не делай другим того, что ты не хотел, чтобы сделали тебе». Но прежние хорошо известные нам заповеди «не убий, не укради» поддерживались авторитетом Бога; эти и другие запретительные заповеди, выработанные тысячелетиями, ничуть не хуже или менее актуальны, чем предлагаемая. Но, как они «работают» сейчас, мы слишком хорошо знаем.

Но допустим, что найдётся какое-то количество людей, согласных «не делать...», остаётся вопрос: «А что же делать?!». Существует ли альтернатива этим воображаемым путям, ведущим к ничему? Альтернатива настолько очевидная и реально осуществимая, что могла бы превратиться в глубоко осознанное решение наиболее активной и влиятельной части человечества и принести плоды в те сроки, которые отпущены нам, чтобы одуматься и измениться?

Если да, то поиск её надо вести на уровне фундаментальных законов природы. В применении к решаемой проблеме таких законов два. Первый – всё разрушается. Он известен ещё как второй закон термодинамики или закон роста энтропии (являющейся мерой неупорядоченности). Второй – всё живое стремиться себя продлить, увеличить количественно и повысить качественно. Или, введя своего рода единицу количества и качества жизни, этот закон можно сформулировать короче: «Всё живое стремится к тому, чтобы было больше жизни». Или ещё короче: «Всё живое стремится к увеличению жизни». Суть всего, что происходит во Вселенной, сводится к борьбе этих двух фундаментальных тенденций: разрушения и увеличения жизни. Конкуренция этих двух процессов лежит в основе всего происходящего и определяет его исход, результат каждого дня, каждого человека, каждого государства, эпохи, цивилизации.

К сожалению, на этом поле есть ещё третий игрок, фактор, являющийся следствием несовершенства человека. К естественным процессам деструкции, старения, разложения человек по своему недомыслию, глупости, лени, а нередко и с явным намерением разрушить добавляет новое разрушение. Происходит это во всех сферах жизни.

Человек разрушает себя алкоголем, курением, неправильным образом жизни.

Он разрушает свои отношения с людьми грубостью, невниманием, нечестностью.

Он разрушает систему, в которой существует, некомпетентностью, коррупцией, несправедливостью.

Он разрушает обманом, воровством, вандализмом, войной.

Он нарушает, предаёт, убивает.

Почему же, несмотря на столь мощное и повсеместное разрушительное воздействие, цивилизация продолжает существовать? Потому что человек ещё и созидает. К инстинктам, неосознаваемым процессам увеличения жизни добавляется созидательная деятельность человека. Ей мы обязаны тем, что мы сыты, одеты, имеем крышу над головой, дети получают образование, результатом этой деятельности являются
- научные и технические достижения,
- бесценные произведения искусства и
- сокровища человеческого духа.

Именно созидательная деятельность делает окружающую среду более безопасной и комфортной, человека более человечным, а мир более прекрасным. В природе просто не существует другого процесса, который бы противостоял разрушению. Поэтому есть единственный путь и это «ПУТЬ СОЗИДАНИЯ». Путь глубоко осознанного «противостояния разрушению созиданием». На всех планах бытия и во всех сферах деятельности. Нет перед человеком более высокой нравственной задачи, чем, преодолевая разрушение, продолжать жизнь. Невозможно представить себе более совершенную этику, чем основанную на созидании. Нет большего совершенства, чем устремлённость всем своим существом к созиданию.

Вопрос заключается в следующем: может ли человечество сегодня, зайдя так далеко в саморазрушении, использовать созидание как рычаг и изменить мир? Можно ли выполнить задачу, основываясь на принципе противостояния разрушению созиданием? Сколько религиозно-этических, философских систем, пытавшихся найти опору для человека в этом противоречивом и непостижимом мире, оказались неспособными сделать это!

Да, может. Потому что этот принцип является «продолжением» фундаментального инстинкта «увеличения» жизни. Инстинкта, который в том или ином виде, в той или иной мере присущ каждому человеку. Он сильнее всех страстей и потребностей, даже таких, как стремление к власти и жажде удовольствий. О каких удовольствиях может думать человек, когда его жизни или жизни его детей угрожает опасность? Это схема «прямого» действия, так как апеллирует непосредственно к инстинктам, минуя надстройки (традиции, религию, культуру), созданные в процессе эволюции общества. Она действует независимо от пола и возраста (исключая детство), религиозной, культурной традиции, независимо от степени благосостояния индивида и государства, в какой-то мере независимо даже от уровня образования.

Созидание универсально, потому что оно реализуется (по большей части в неосознанном виде) во всех областях деятельности каждого из нас: от уборки квартиры до самых высоких уровней творчества в науке, искусстве и поле духовности. Успешность созидания в одних областях ободряет человека созидать в других, где он наделён меньшими талантами. Пример одних увлекает других. Таким образом, реализуется ещё одно потенциальное качество созидания – его всеобщность.

Многоплановость, бесконечно множащиеся возможности, неизбежно увеличивающаяся степень свободы человеческой деятельности порождают всё более трудноразрешимые проблемы по нормированию этой деятельности, постановки её в определённые рамки. Невозможно в принципе всё регламентировать писаными нормами и тем более создать органы, контролирующие соблюдение этих норм. Столь же проблематично создание менее формализованного свода этических правил. Заповеди запретительного характера не работают, попытки создания по мере усложнения отношений в обществе этик «на каждый случай» («информационной» этики и тому подобное) бесперспективны. «Передача управления» главенствующему процессу – созиданию – является в этой ситуации единственным выходом. «Припрягите свой экипаж к звёздам», – советует Р. Эмерсон тем, кто ставит перед собой высокие цели. Созидание как раз и является тем высшим, «звёздного» уровня процессом, к которому в природе припряжены все остальные.

Всю свою историю человек чувствовал себя слишком маленьким и уязвимым. Чтобы сделать окружающий мир более комфортным, он создавал в своём воображении ментифакты, наделяя их функциями защиты, покровительства, регулирования, руководства, высшей справедливости. Но каждый раз, когда он, стремясь завершить построение, пытался создать логически и нравственно непротиворечивую систему, он неизменно терпел поражение.

Так было с поисками высокой идеи, великой цели, служение которым оправдывали бы существование человека, придавали ему смысл. Попытки найти их были содержанием всех религиозных и многих философских систем. Их создатели пытались найти то абсолютное, неизменное, вечное, которое было бы достойно приложения сил человеческого духа. Но каждый раз попытки соединения любой из ипостасей абсолюта с непосредственным процессом жизни приводили к тому, что они ускользали от применения через общность рассуждений и ряды словесных формул. Также, в конце концов, привели к разочарованию поиски высшей силы, которая бы снимала бремя исполнения и ответственности в обмен на истовость веры, или, в более активном варианте, являлась источником, из которого можно бесконечно черпать жизненную энергию, или, уже совершено самонадеянный вариант, которую можно было бы подчинить и поставить на службу себе.

На самом деле этим высшим является сила жизни, отношения с которой не могут быть подчинением или властвованием, а своего рода сотрудничеством в форме созидания. И когда человек правильно полагает себя в пространстве космической жизни, всё становится на свои места. Созидая, он из отражающего и рефлексирующего превращается в действующий фактор жизни, которая через него продолжает себя. Присоединяясь к созидательному процессу, он находит своё место в жизни: служа самой высокой из возможных целей, цели продолжения и умножения жизни, он в этом находит смысл своего существования. Продолжение рода, все формы умножения жизни: творчество, производство, строительство, воспитание, образование, самореализация – обретают свой космический житийный смысл. Человек становится тем, чем ему предназначено быть от природы: творцом и созидателем.

Если всё происходящее определяется тем, насколько разрушительными или созидательными являются составляющие его процессы, нам надо начинать с того, чтобы научиться различать разрушение и созидание и определять их меру. Возможно, некоторых это удивит, но многие из нас умеют это делать (нужда научила), но не всегда «признают» полученные результаты. Так на прямой вопрос о курении, наверное, все ответят, что это разрушение. Но признать это в отношении себя откажутся, потому что отказ от курения, слишком дорогая цена за честность отношений с самим собой. Есть целая категория людей, которые тщательно избегают представления о мере «разрушения-созидания» в целях большего комфорта и «безопасности» своей жизни. Но если вы решились встать на позицию активного созидания, вам необходимо научиться определять степень разрушительности и степень созидательности любой конфигурации, с которой вам приходится иметь дело. Для этого надо прибегнуть к следующему приёму: установить внутри себя стрелочный прибор со шкалой от 100% разрушения до 100% созидания. И, каждый раз, задавая вопрос: «Какова в данном случае мера «разрушения-созидания», считывать показания на нём. Оказывается, что это не сложнее, чем установить на «внутреннем» будильнике время пробуждения и проснуться в установленный час. При известной настойчивости процедура определения будет требовать всё меньше времени и усилий и вскоре превратится в автоматическую привычку.

На самом деле этот индикатор уже есть в каждом из нас. Природа позаботилась о том, чтобы установить его. Чувство удовольствия от встречи с очаровательной женщиной, неприятное чувство при виде беспорядка, разрухи и есть его показания. Также как и внутренний голос, подсказывающий правильное решение или предупреждающий об опасности. Но далеко не все и не всегда обращают внимание на его показания. Причинами этого могут быть низкая чувствительность к его сигналам, высокий уровень «шума», создаваемого суетой, страстями, пагубными наклонностями, пассивность, неспособность сделать усилие. Последнее неизбежно осложняет жизнь человека, в глубине души он всё равно знает, что живёт «не так»: внутренний голос нет-нет и шепнёт ему об этом. Поэтому «ввод в эксплуатацию» этого индикатора является благом, которое трудно переоценить.

По существу у человека есть две проблемы:
      1)правильно решить;
      2)правильно поступить,
то есть принять правильное решение и поступить в соответствии с принятым решением. Дело в том, что главным препятствием для эффективных действий являются колебания при выборе решений и их реализации. Без преувеличения большую часть жизни человек топчется на месте и неэффективно действует, потому что полной уверенности в том, что он на правильном пути, у него нет. Эту уверенность даёт использование индикатора «разрушение-созидание», чем и снимается данная проблема. Привычка постоянно считывать показания индикатора оставляет человеку всё меньше возможностей игнорировать их или «забывать» о них, если они ему не нравятся. Постоянное считывание, в конце концов, вынуждает его принимать их во внимание и поступать в соответствии с ними. Если вы нацелены на получение хороших результатов, вам надо научиться жить с глазами, открытыми в себя.

Принятие созидания в качестве главенствующей формы проявления и реализации себя снимает и целый ряд бытийных проблем, решение которых до сегодняшнего дня так и не найдено ни религией, ни философией. Предлагаемые ими методы отработки кармы, выхода из круга перевоплощений, упования на создателя, который укажет путь и воздаст по заслугам, работали на отдельных участках жизненного пути и помогали определённым типам характеров решать их личные проблемы. Конечным же результатом для большинства было разочарование.

Для достаточно дееспособного человека, ставшего на путь созидания, жизнь перестаёт быть страданием, как постулируется в буддизме, его нравственные мучения уменьшаются уже потому, что, когда созидаешь, меньше грешишь. Его не пугает неизвестность решения «грозного судии» после смерти, потому что ему известна мера его греха. И он знает способ её уменьшения: согрешил – перекрой содеянное в десять крат тем, что создал. Покаяние созиданием. Не молить об отпущении грехов, а искать и находить в себе силы созидать.

Идущий на этому пути достигает не нирваны полной неподвижности, а «нирваны» действия. Не отключения от окружающего мира, а состояния совершенной динамичности и максимальной включённости в действие. Это наивысшая форма медитации, соединяющее в себе сосредоточенное размышление с сосредоточенным действием. Для её реализации не нужен учитель, тренинги, темы медитаций. Темой является выбор правильного решения, тренингом – сам процесс созидания. Увеличивая меру созидания, каждый может достичь сколь угодно позитивного итога жизни. Человек становится хозяином своих помыслов и поступков, и это переводит его жизнь в совершенно иное качество.

Да, конечно, проведение работы на таком высоком уровне доступно не каждому. Но процесс созидания – это ещё одна сторона его универсальности – инициируется так же и стимулами более низкого уровня. Материальное накопление является одним из компонентов созидательного труда общества. До тех пор, пока не становится наркотиком или самоцелью и начинает разрушать личность. Желание быть красиво одетым, хорошо внешне выглядеть, содержать дом в чистоте, иметь уютную дачу с ухоженным садом, передать детям основанное тобой дело и нажитый капитал – во всё это вплетены элементы созидания. Дайте человеку частную собственность, обеспечьте справедливые условия труда, и он начнёт созидать. История свидетельствует, что те страны, в которых эти условия были обеспечены лучше, достигли большего процветания.

Созидание, и только созидание может быть фундаментом продуктивной жизненной стратегии. Жизненной стратегии, осуществляемой на всех планах человеческой деятельности: личном, семейном, служебном, государственном, в искусстве, спорте, политике. Созидай, и ты никогда не ошибёшься. Созидай всегда и везде. Сделай своим девизом: «Больше жизни! Больше жизни во всех её проявлениях!» Больше человеческого тепла, больше творчества, выше цели, масштабнее задачи, результативнее дела. Для человека, умудрённого жизнью, смех ребёнка, шедевр живописи, женская красота, процветающая фирма, производящая что-то действительно необходимое людям – явления одного порядка. Это всё – «увеличение» жизни.

Народная мудрость удивительно точно, как это нередко бывает, сформулировала триаду правильной человеческой жизни: «Построй дом, посади дерево, вырасти сына». Но если ты можешь, сделай больше! Созидания никогда не бывает слишком много. Не тяни, не откладывай, не жди каких-то указаний свыше. Бог для того, чтобы утешать, ты для того, чтобы созидать. Ты на сегодняшний день самый эффективный инструмент из тех, что природа создала для продолжения живого. Твоё назначение преодолевать разрушение во имя жизни.

Для эффективного проведения в жизнь стратегии созидания надо научиться каждый миг отдавать себе отчёт в трех вещах:
      1)какова созидательность того, что ты делаешь в данный момент;
      2)сколько тобою создано за сегодняшний день;
      3)за всю жизнь.

Сумма созданного – это главный итог, определяющий положение человека в главных координатах жизни. И как хороший навигатор, вы должны иметь ясное представление о своём положении в океане жизни и постоянно корректировать курс.

Люди в различной степени склонны к внутренней работе над собой. Слишком больших затрат энергии и силы воли требует она. Но даже практика, скажем так, «посильного созидания» несёт немалые выгоды тем, кто следует ей. Ведь даже отказ от неправильных поступков, которые мы совершаем по инерции, привычке (а таких большинство), является благом, которое трудно переоценить. Одной из реализаций принципа неразрушения себя является экономия энергии, которая в большом количестве тратится на пустые разговоры, немотивированные эмоциональные всплески, семейные скандалы. Лучший способ продлить жизнь – не укорачивать её. Активное созидание даёт свой выигрыш, так как мобилизует человека на поиски дополнительных ресурсов энергии, переадресуя её расходы от разрушения на созидание.

Все ли способны созидать в одинаковой мере? Конечно, нет. К сожалению, разрушение встречается на каждом шагу от самых простых проявлений повседневной жизни до геополитических коллизий. Исписанные стены, разбитые стёкла, покорёженные водосточные трубы, поломанные скамейки, разбитые статуи, разрушенные надгробные памятники, стихийные автостоянки на газонах, месяцами стоящие без ограждений разрытые тротуары – всё это нам слишком хорошо знакомо. Вандализм стал привычным повседневным явлением нашей жизни. «Шоковые реформы», безответственные социальные эксперименты, неоправданные финансовые риски, двойные стандарты в политике, «контролируемые» катастрофы, уничтожение культурно-исторической среды ради прибылей строительных компаний – всё это различные виды разрушения. И осуществляется это политиками и экономистами, имеющими достаточно высокий образовательный и социальный статус, но по существу своему являющимися разрушителями. Очевидным примером разрушения является строительство в центре Петербурга 300-метрового небоскрёба «Газпрома». В этом антипроекте (по другому я не могу его назвать) задействовано большое количество архитекторов, строителей, администраторов весьма высокого уровня. Все они не понимают, что это, бессмысленно-амбициозное сооружение, разрушает «небесную линию» Петербурга и вместе с ней уникальную духовную и историческую среду одного их немногих оставшихся на земле городов-заповедников.

Мера «разрушения-созидания» является универсальным критерием, который работает во всех случаях, лежит в основе всех объективных и содержательных оценок и позволяет ориентироваться в этом мире. Люди, товары, произведения любого вида искусства, отношения, поступки – каждое из них содержит в различном соотношении и разрушение и созидание. И все мы в той или иной мере наделены способностью определять меру «разрушения-созидания». Это своего рода талант, возможно, самый необходимый и востребованный жизнью талант. Тем, кто этим талантом одарён от природы, его надо развивать. Остальных этому надо обучать. В Китае в незапамятные времена возникла наука «Фен-шуй», которая учит, как уменьшить разрушительные воздействия на человека объектов, которые его окружают. Пока ещё не создана, но, несомненно, в будущем появится наука, которая будет заниматься проблемами разрушительности и созидательности явлений самого широкого спектра и изучать их влияние на человека, развивать методы измерения меры «разрушения-созидания», искать пути уменьшения разрушения, учить человека защищаться от него.

В качестве первых её рекомендаций можно предложить следующие.

      1. Практикуйтесь как можно чаще в определении меры «разрушения-созидания».
      2. Пользуйтесь индикатором «разрушения-созидания» во всех случаях и доверяйте только ему (но не рекламе, PR-воздействиям и пр.).
      3. Старайтесь иметь дело с созидателями, избегайте разрушителей.
      4. Если вы не можете без большого риска для себя уменьшить разрушение, держитесь как можно дальше от него.

Созидательность есть мера всех вещей. И произведений искусства в том числе. Искусство родилось из преодоления хаоса, который страшил наших предков. Страх, непринятие безобразного преодолевались рукотворной красотой, хаос – внесением порядка. Оба процесса: упорядочивание и явление красоты окружающего мира – суть ещё одни ипостаси процесса созидания. Его результатом в искусстве стало появление канонов красоты, архитектурных ордеров, жанров, стилей. Процесс их совершенствования мог бы продолжаться бесконечно, но он трудоёмок, требует больших затрат времени и душевных сил. Времена же меняются, а с ними меняются притязания и цели людей. В начале ХХ века в искусство хлынула честолюбивая, но в массе своей не очень талантливая молодёжь, которая почувствовала, что наступили новые времена, и теперь в области искусства можно не просто сделать себе имя и прославится, но и заработать хорошие деньги.

Шумиха, поднятая вокруг их деятельности, заставила, в конце концов, замолчать голоса критиков. Боязнь обвинений в непонимании «нового» искусства привела к утере правильных критериев художественных оценок. Они, безусловно, объективно по-прежнему существуют, и в основе их лежит мера «разрушения-созидания». На картине могут быть изображены развалины, руины, рубища. Если по качеству изображения это настоящая живопись, она будит наши чувства, вызывает мысли о бренности нашего существования и о преходящей красоте этой жизни. Несмотря на то, что жизнь наполнена страданиями, мы сожалеем о том, что она так коротка и в нас пробуждается желание продлить и «увеличить» её, преодолевая разрушение созиданием. Другая картина разграфлена по линейке, улицы на ней подметены, а дома аккуратно раскрашены, но она мертва. На третьей картине руины, непосредственные признаки разрушения отсутствуют, но прямые и кривые линии, геометрические фигуры и другие, трудно опознаваемые объекты каким-то необъяснимым образом вызывают чувство тревоги, ощущение безнадёжности, разрухи в душе зрителя.

У каждого вида искусства выработался свой образный строй и свои выразительные средства. В какой-то мере они становятся ценностью сами по себе. Но итогом всегда являются чувства, вызываемые каждым конкретным произведением. В общем случае более созидательны проявления сильных чувств, потому что они активизируют человека – бесчувственность омертвляет его.

А.С. Пушкин считал, что надолго останется в народной памяти, потому что «чувства добрые» он лирой пробуждал. Вот что примечательно: поэт в первую очередь ставит себе в заслуги то, что вызывал чувства. Что же является чувствами, по своему характеру добрыми? Конечно, проявление доброты, теплоты, участия, сочувствия, но не только. Есть очень сложные чувства, в которых соединяются разные, часто противоречивые переживания, названия которым человек так и не смог дать, хотя много веков «исследует» их в произведениях искусства. И одним из них является такое сложное и высокое чувство как неприятие разрушения и активное, эмоционально окрашенное стремление к созиданию. То, в какой мере оно вызывается в зрителе (слушателе, читателе) и является одним из главных критериев принадлежности произведения к полю истинного искусства.

Увы, технический прогресс сыграл злую шутку с искусством, существенно облегчив фальсификацию произведений искусства. Эстраду заполонила «попса», место артистов и художников заняли люди с дурным вкусом. Если искусство прежнего времени очищало и возвышало человека, то сегодня его имитаторы стремятся удивить и оглушить. Уважающий себя телеканал начинает свои передачи с грохота (треска заводимого мотоцикла и т.д.), чтобы показать зрителю в каком напряжённом ритме живёт страна и весь мир, и особенно его телеведущие. Ведущие более «максимальных» программ бешено таращат глаза и мечутся перед телекамерой. Нас действительно удивляют... Удивляют безграничностью пошлости и вздорности. Что же с чувствами? Место искренности, ранее столь ценимое в искусстве, заняли шумовые эффекты. Шуми как можно больше, и тогда тебя ожидает... шумный успех, цель и мечта продуцентов современных перформансов и проектов.

Если в будущем человечеству удастся избежать катастрофы, то удастся ли это искусству? В совершенно новом, начинённом техникой, роботизированном мире останется всё же одна сила, способная реанимировать чувства – это созидание. Если человечество осознает, какие невосполнимые утраты оно несёт с обеднением чувств и найдёт в себе силы преодолеть их распад – это, как в зеркале, отразится в искусстве, – тогда это будет мир человеческий, если нет – пост-человеческий.

В ближайшей перспективе нас ожидает окончание эпохи постмодернизма. На протяжении двух-трёх поколений прагматизм модернизма сменился нигилизмом постмодернизма, который «обосновал» идущие спонтанно процессы разрушения. Что дальше? Разрушать разрушенное – уже невозможно. Впереди может быть или эпоха созидания или … ничего. Всё зависит от того, достанет ли у человечества здравого смысла и нравственных сил прейти от того, что легко (разрушения), к тому, что трудно – созиданию. Надежда на последнее (всё-таки она есть!) связана с тем, что сила продолжения (точнее увеличения) жизни является эффективным естественным регулятором. Она активизируется в критические периоды истории человечества. Так было во время второй мировой войны, Карибского кризиса. Но балансирование на краю пропасти, являющееся сутью искусства политики, по мнению многих её творцов, становится всё более опасным: цена просчёта с увеличением скорости изменения и системных факторов быстро растёт. 

Сработает ли инстинкт продолжения и увеличения жизни? Приведёт ли он к осознанию возросшей до критического предела опасности? Пониманию того, что общество людей или сообщество государств, где никто не верит никому – обречено. Осознанию необходимости смены приоритетов, построению новых взаимоотношений в мире, основанных на честности и доверии друг к другу. Это означает, в частности, отказ от политики двойных стандартов. Изложенное в статье выше с неизбежностью приводит к уже почти очевидному выводу: осознанное созидание – единственное лекарство от губительной болезни саморазрушения, которой поражено человечество. Сумеет ли мировая политическая (нет, пока не сумела) ещё не элита сменить вектор движения на созидательный? Это большой вопрос.

Но ещё более остро этот вопрос стоит в России. Две смены формы собственности, братоубийственная гражданская война, коллективизация, голод, две беспрецедентные по масштабам разрушений мировые войны, десятки миллионов пострадавших от репрессий. В результате погибла или была уничтожена наиболее активная и трудоспособная часть населения. Партийно-идеологический пресс в значительной мере «выдавил» из власти тех, у кого были ум, инициатива, совесть. Результатом явилась пассивность, утрата желания и умения работать, алкоголизм, наркомания, демографическая катастрофа. И это на фоне сложной геополитической обстановки: страна уже много раз расчленена и перекроена, её ресурсы взяты под контроль в планах политиков и «стратегов» на Западе. Внутри страна разобщена по всем возможным признакам: социальному, экономическому, политическому, национальному, религиозному. Думается, у нас не найти двух людей, имеющих одинаковые взгляды на происходящее в стране.

В этой ситуации есть только одна идея, которая может сработать – это идея созидания. Одна, потому что единственная идея, которая понятна и приемлема для всех, способная пробудить от спячки и увлечь каждого.

Для массовой конвертации состояния общества из пассивного в созидательное необходима реализация следующих трех условий:

      1) максимальное количество людей, владеющих в достаточно ощутимых размерах частной собственностью;
      2) справедливость, возведённая в принцип государственной внутренней политики (равенство возможностей, справедливая оплата труда и т.д.);
      3) широкая пропаганда созидания.

Созидать в принципе можно только своё, как в самом широком, так и в самом узком понимании этого слова. Поэтому отмена частной собственности большевиками имела такие роковые последствия для России. После всех социально-экономических перипетий наш гражданин верит только в то, что реально держит в своих руках. Его он готов приумножать. Но тут возникает проблема. В своё время Р. Рейган назвал СССР «Империей зла». Теперь уже всем ясно, где находится империя зла. Россия же является «Империей несправедливости» (определение принадлежит Ю.М. Берсеневу). В России самый большой среди цивилизованных стран разрыв между минимальной и максимальной величиной зарплаты и пенсии. С каждым годом этот разрыв увеличивается: самые крупные состояния за год удваиваются, рост пенсии отстаёт от инфляции. Бедные беднеют, богатые богатеют. В стране великое множество обиженных и униженных проведёнными реформами. И тех, кто хочет, но кому не дают работать. Львиную долю произведённого в сельском хозяйстве получают перекупщики, а не производители. У нас не выгодно быть производителем, выгоднее быть структурой-паразитом над производителем. Решение проблемы: дайте людям работать и заплатите им то, что они заработали – есть один из этапов восстановления справедливости, который обязателен, если мы хотим не то, чтобы что-то построить, а просто быть.

Посев несправедливости даёт всходы разрухи. Они порой не сразу и не всем видны, но от этого не менее разрушительны. Закон перехода несправедливости в разрушение столь же непреложен, как закон сохранения энергии. Но тут правильнее говорить об умножении несправедливости: «Антиэнергия несправедливости умножается, переходя в антиэнергию разрушения». Обман, посеянный в семнадцатом году, вылился в разруху гражданской войны, тридцатых годов, поставил страну на грань поражения в первые годы Отечественной войны, после латентного периода застоя взорвался разрухой девяностых и ещё долго будет давать знать о себе.

В девяностые годы в результате уже не революционных, а «демократических» преобразований, народ был отчуждён от созданного его трудом. Произошло беспрецедентное в мировой истории присвоение заработанного всей страной ничтожным меньшинством, составившим в считанные годы миллиардные состояния. Беспрецедентное не только по своим масштабам, но и той разрухе, которую посеяло в умах и душах людей. Залечить эти раны может только время…, потраченное на созидательный труд.

Известны неоднократные попытки сформулировать национальную идею. Может быть наиболее удачным вариантом является девиз Партии справедливости: «Счастье каждому, справедливость всем». Счастье – товар штучный. Сегодня человек счастлив, завтра – нет. Многие вообще не могут сказать, были ли они когда-нибудь счастливы. Поэтому счастье каждому – это утопия. Правильнее говорить о процветании. Справедливость более реальна, во всяком случае, как идеал, к которому надо стремиться. Но как было сказано выше, это условие созидания. Очень важное, обязательное, но условие. А условие не может быть содержанием национальной идеи. Только цель и пути её реализации. Ими является созидание. Созидание как главная составляющая жизни каждого члена общества и как основа политики государства. И для первого и для второго режим созидания является оптимальным. Человеку созидание приносит удовлетворение и придаёт смысл жизни, в политике и экономике обеспечивает высокий уровень дивидендов. И, что важно с точки зрения критериев, постепенно формирующихся в нашем цивилизующемся обществе, – честным путём. А это гарантирует стабильность, в котором так нуждается наше нестабильное общество.

Чтобы инициировать созидание надо сделать одну простую и совершенно очевидную вещь: начать делиться. Понятно, что сделать этот трудный шаг тому, у кого на уме одна ложная мысль: «Это – моё!» – совсем непросто. Может ли в принципе богатый отдать бедному то, что у него украл? Может, если бедный – это его народ. Тот, с кем он связан тонкими нитями, тянущимися из детства, с малой родины, тех книг и фильмов, которые вместе читали и смотрели, породившими те, едва ощутимые узы, которыми судьба каждого, если была благосклонна к нему, связала с его страной.

Примером страны, где власть имущие нашли в себе силы пожертвовать сиюминутными выгодами ради перспективы достойно жить в процветающей стране, является Финляндия, бывшая два столетия назад одной из бедных окраин России. Сейчас эта северная страна, из природных ресурсов имеющая разве что лес, благодаря трудолюбию и ярко выраженному созидательному вектору своих усилий, в рейтингах всех публикующихся позитивных показателей занимает самые верхние позиции. В этой ныне процветающей стране самый богатый человек – нищий по российским олигархическим меркам. Вот вам и секрет процветания.

Этот пример тем более удивителен, что у финнов не было, например, древнефинской живописи или древнефинского зодчества. А.Матисс, посетив Россию, был восхищён древнерусской архитектурой: «Русские не понимают, какие сокровища они создали». Думаю, русские ещё много чего не понимают. Это уникальная нация по тому разрыву, который существует между одарённостью и его представлением о своей ценности и достоинстве.

В России был удивительный по взрыву творческих сил Золотой век, увенчанный гением А.С.Пушкина и в конце XIX века не менее «золотой» Серебряный век. Такой глубокий знаток истории цивилизаций, как О.Шпенглер предсказал расцвет новой русской, восьмой по счёту после зарождения человечества, культуры. Но история в результате своего нелинейного развития в семнадцатом году сделала вираж и навсегда похоронила эту прекрасную возможность.

Почему это случилось и что ожидает Россию сейчас? Главной причиной стало то, что созидательные силы народа были скованы вследствие целого ряда исторических, политических и экономических особенностей России. Именно вследствие того, что пассионарным, созидательным силам не были предоставлены возможности для их самореализации, в России последних двух столетий все периоды подъёма оканчивались регрессом. Золотой век сменился Николаевским окостенением, период реформ царя-освободителя – террором, Серебряный век и эпоха промышленного развития – убийством Столыпина и октябрьским переворотом, попытка построить новое государство – ГУЛАГом, перестройка и демократические реформы – «прихватизацией». Чем закончится нынешний период временной стабильности? Куда следующее проявление нелинейности повернёт движение России?

Всё зависит от того, будет ли сформирован вектор созидательности, слагающийся из усилий самого мелкого собственника и самого властного чиновника. По сути, у государства (то есть власть имущих, которые подобно Людовику XIV могут с полным основанием сказать: «Государство – это мы») – есть только две возможные стратегии:
      1) «волки очень сыты, овцы почти не живы», то есть стратегия максимального обогащения меньшинства за счёт большинства;
      2) тотальное созидание во всех областях.

Первая стратегия – это балансирование на краю пропасти, которое неизбежно приведёт к новой, каким-то образом модифицированной цветной революции, руководимой с Запада и в его интересах или, в лучшем случае, к достаточно плавной, но быстрой деградации. В обоих случаях в финале распад России и утрата власти, потому что руководить поставят уже других.

Вторая стратегия – прыжок через пропасть. Любой гибрид малопродуктивен. Невозможно к ограблению прибавить «немножко тотального созидания». Точно также к тотальному созиданию «немножко ограбления» – разрушатся те тонкие связи, которыми связаны в обществе созидающие. Пропасть нельзя перепрыгнуть на четверть, на половину, или даже на три четверти. Для того, чтобы этот прыжок совершить «в полном объёме» надо решиться. И решение надо принимать сейчас.

Если стратегия созидания будет принята, для активации созидательного потенциала необходимо использовать все средства образования, PR-технологий, телевидения, искусства. Необходима широкая пропаганда созидания. Конечно умная и не такая назойливая, как реклама. Необходимо существенно откорректировать деформированную систему ценностей, возродить понятие чести, высшего достоинства созидательного труда, вывести общество из состояния безразличия и пассивности: «Нас толкнули – мы упали. Нас подняли – мы пошли». Ввести моду на созидание. Вместо моды идти по улице с сигаретой в одной руке и бутылкой пива в другой, или моды сидеть на спинках скамеек.

В старой России была очень развита благотворительность. На деньги благотворителей строились больницы, приюты, дома призрения, основывались общества трезвости, поощрения художеств, основывались премии и назначались стипендии. Благотворительность – это, по сути, восстановление справедливости на средства частных лиц. И благо, которое она творит, это не только суммы пожертвований, но и переворот в умах и душах людей, являющийся результатом осознания творящейся несправедливости.

Сейчас Россия в этом отношении представляет собой пустыню. Большевики «переписали» историю и прервали те прекрасные традиции, которые питали духовность народа. Очень своевременными сегодня были бы издания «Истории благотворительности в России» и «Энциклопедии добрых дел». Неплохо было бы разослать их тысяче самых богатых людей России. Если бы эта тема заинтересовала хотя бы каждого десятого, это уже был бы результат.

Конечно, книги сейчас дороги, их мало кто читает. Тут столько убийств и расследований показывают по телевизору, только успевай смотреть. Поэтому совершенно необходим государственный канал телевидения, очищенный от рекламы, попсы, юмористов, низкопробного голливудского ширпотреба. Канал не менее культурный, чем «Культура», но являющийся именно первым по доступности в сетке вещания, где самые любознательные и активные телезрители могли бы после работы и учёбы посмотреть программы о выдающихся людях (не обязательно актёрах, замечательных делах, истории России, методах оздоровления и самосовершенствования, о том, кто и как борется с алкоголизмом и наркоманией и о многом другом поучительном и достойном подражания. Думаю, наше государство не настолько бедно, чтобы ради своего же процветания не найти денег, для компенсации убытков от отсутствия рекламы на одном канале. Ну а фильмы «Человек-паук», «Бандитки», «Бал монстров» можно будет посмотреть по остальным пятнадцати каналам.

Ещё один ресурс активизации созидательных сил – это образование. Чтобы оно выполняло своё назначение по генерации дееспособных созидательных личностей, требуются преобразования, касающиеся сути его целей и методов. В России традиционно много людей думающих и мало делающих. У нас думают одни, а делают другие. Необходимо преодолеть этот разрыв. Современное образование учит в лучшем случае размышлять, а не делать, в большинстве же случаев размышление заменено заучиванием, а с компьютеризацией оно сделало ещё один шаг назад, превратившись в заучивание ответов на вопросы. В процессе такого обучения ребёнок, уже ставший юношей или девушкой, окончательно утрачивает представление о том, что такое дело, как его делать и желание что-либо сделать. И тогда ему говорят: «А теперь давай работай». Поэтому ребёнка с ранних лет надо научать делать, внедрять в его сознание понятие дела, важность делания. Начинать можно с того, чтобы приучать перед сном складывать в порядке игрушки и свои вещи. Порядок есть начало созидательности. К сожалению, сейчас развивается институт нянь, выполняющих роль слуг, в результате чего ребёнок, в более состоятельных семьях, закономерно превращается в Обломова.

Если человек правильно воспитан, у него каждую свободную минуту первым делом возникает мысль: «А что бы ещё такое сделать?» Такой настрой, сознание важности делания дела нельзя внедрить заучиванием. Это делается в процессе ежедневной (сначала, конечно, детской) работы, и не на уроке «унылого труда», а в игровой форме. Всему этому должна учить дисциплина, которую надо вводить в средних классах, – «делолюбие». Греческий термин, подобный «философии» (любовь к мудрости) – «филэргия» не очень подходит, так как греческое слово «эргон» означает и дело, и труд, и творчество. Дисциплина, о которой идёт речь, воспитывает не трудолюбие, учит не работать вообще, а делать дело. Учит пониманию того, что дело – всему голова, и что без любимого дела ты – никто. Тому, что настоящее дело как ничто другое украшает жизнь, придаёт ей смысл и позволяет, не теряя уважения к себе, зарабатывать хорошие деньги. Тому, как найти своё дело, как совершенствовать себя и добиваться высоких результатов.

Каждый человек, чаще всего даже не осознавая этого, живёт в своём, созданном им мире. Будет этот мир создан в школе или в подворотне, зависит от учителей. От них зависит, выйдет ли из школы человек со смутными представлениями, или достаточно (для его возраста) сложившимся мировоззрением, или – к этому надо стремиться – со сформированным «миродеянием». Миродеяние – это больше, чем мировоззрение, которое является его составляющей частью. Миродеяние – это то, что человек приучен делать в различных жизненных ситуациях. Это его ответы на возникающие вызовы. Миродеяние – это сформировавшаяся привычка реагировать конструктивным действием и делать конкретные дела.

Если бы мы в России смогли сформировать во всех от мала до велика миродеяние созидателя, все наши проблемы были бы решены. Наш народ талантлив и отзывчив. Дело за властью. Нужна её добрая воля. Власть неизбежно должна повернуться лицом к народу. Это единственный созидательный путь, а значит и единственный путь вообще. Другого просто нет. Осталось не так уж много: осознать это. А значит, у нас ещё есть надежда.

Санкт-Петербург, 2007

0.00%

Комментарии ()