ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
В движении состоит 592 участника
Сторонников движения 1940 человек
Вступить в движение

Социальный проект "О вопросе современной мировоззренческой доктрины"

О вопросе современной мировоззренческой доктрины

Социальный проект: «К вопросу о современной мировоззренческой доктрине».
Автор проекта кандидат философских наук, Член-корреспондент РАЕН Г. Н. Бичев

Постановка задачи

Сегодня многие из общественных и политических деятелей, имеющих доступ к принятию властных решений, наблюдают за тем, как, несмотря на все их усилия, углубляется и расширяется системный кризис цивилизации. Но именно так чаще всего и бывает, когда политическая активность не имеет под собой надлежащей теоретической базы. В таком случае активность приводит только к тому, что каждое неправильное действие порождает ещё более острые проблемы.

Давайте попробуем взглянуть на процессы развития нашей цивилизации, как на естественные этапы развития человека — то есть, соотнося ее с известной формулой греческого философа Анаксагора: «Познай самого себя, и ты познаешь мир».

Прежде всего, мы должны определить этап развития нашей цивилизации. Затем определить маршрут и порядок необходимых действий для вывода этой глобальной системы из кризиса.

Так же, как и у человека, у общества (цивилизации) есть этапы его взросления: младенец, ребенок, подросток, взрослый.

Исходя из этих закономерностей, мы делаем вывод о крайней необходимости перехода к новой рациональной системе мировоззрения, как фундаментальной основе воспитания и развития общества.

Путь достижения цели

Как нам представляется, среднестатистический возраст современной цивилизации можно определить как переходный период от общественного ребенка к общественному подростку. Так же, как и ребенку, обществу в его детском возрасте, не требуется логических и интеллектуальных разъяснений окружающего его Бытия. Ему достаточно слов родителей и воспитателей. Он искренне воспринимает всю полученную информацию на веру, и не предает ее сомнению и анализу.

Но вот подошло время необходимости перевода ребенка с воспитательной системы на образовательную и тогда мы отправляем его в школу. Там он учится читать, считать, и там узнает, что например, Дед-Мороз – это не дедушка, который все время носил ему подарки на Новый год, а климатическое явление — понижение количества тепла. Или вдруг под капотом у автомобилей оказались не красивые и шустрые лошадки, а двигатель внутреннего сгорания с очень сложными механическими, электрическими и термодинамическими процессами. И так далее.

Наше неоднозначное, многослойное настоящее, выявило, то что, как и у подрастающего человека, у общества под названием «цивилизация» вдруг существуют серьезные несовпадения с его ранними представлениям о мире. Общество начинает осознавать, что его мировоззрение, основанное на мистических представлениях отдельных народностей, имеет серьезные трудности в сопоставлении с полученными научными знаниями, а следовательно и с восприятием современного человека. Становится также очевидно, что процесс мышления «коллективного человека» под названием цивилизация, функции которого выполняет философия, испытывает большие сложности в стремлении переобъяснить ранние мистические представления с помощью современного научного подхода.

Общество не в полной мере осознает, что наряду с чувственным и мистическим восприятием мира у него появилась и постоянно развивается новая интеллектуальная потребность осмысления глобальных парадигм его Бытия.

Иными словами, общество все более ясно ощущает потребность в новой мировоззренческой доктрине, основанной на научных знаниях- то есть удовлетворяющих уже не чувственные, а интеллектуальные потребности человека — общества.

Формирующаяся мировоззренческая доктрина нашей цивилизации подходит к новому этапу своего развития. Если попытаться формализовать этот процесс и представить его в виде схемы, то она будет выглядеть следующим образом:

Очередность этапов этого развития следующая.

Первый этап – формирование иррационального мировоззрения, основанного на мистических представлениях отдельных народностей, отвечающего на вопросы: кто мы? откуда? куда идем? кто нас создал, как и зачем и т.д.? То есть это завершающийся этап ныне существующих религий, мировоззрений, созданных на мистических представлениях отдельных народностей.

Второй этап — переходный — можно обозначить как атеистический.

Ведь атеизм можно определить как отрицание веры в истинность иррациональных построений. Атеизм — это вера в рациональное (научное) знание. Логику атеиста можно обозначить так: я не знаю, кто и как создал этот мир, но я верю, что наука найдёт ответы на эти вопросы, и мы создадим научную картину мира.

Третий этап – это формирование рационального мировоззрения, основанного только на совокупности и синтезе научных данных.

Ожидаемый результат

Современный этап формирования мировоззрения можно определить как переходный от атеистического к научному рациональному мировоззрению. Главное, что у общества возникает все в большей мере осознание его необходимости. Ведь это своего рода «объемная карта местности», окружающего нас пространства, объясняющая нам устройство этого мира, наше местонахождение в нем и дающая нам определенную систему ценностей. Изучая которые мы сразу же прокладываем теоретические маршруты их достижения. Это то, что мы называем идеологией. А практическая реализация идеологии в жизнь – это политика. Поэтому мы утверждаем, что политика без идеологии – это шатание без целей и направления, а идеология без мировоззрения – это маршрут без карты местности. Это триединая взаимосвязанная система, и ее раздельное развитие всегда заведет общество в тупик. Только в случае согласованного и взаимосвязанного их развития они получают серьезный общественный резонанс.

Таким образом, для правильного развития цивилизации, необходима чёткая взаимосвязанная система её развития: Наука→ Философия→ Мировоззрение→ Идеология → Политика.

20.65%

Комментарии ()