Всероссийское
общественное
движение

К вопросу о борьбе с коррупцией

К вопросу о борьбе с коррупцией

Тема коррупции и антикоррупционной политики у нас в стране является очень актуальной. Россия – государство с очень высоким уровнем коррупции, подтверждением чему может служить индекс восприятия коррупции Transparency International (Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» внесена Министерством юстиции РФ в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента) для России, который рассчитывается с 1996 г. За все время расчета индекс не достигал сколь либо высоких показателей. В 2020 году индекс составил 30 баллов, что соответствует 129-му месту из 180. Россия в данном списке «соседствует» с такими странами как Азербайджан, Габон, Малави, Мали. Многие граждане страны также отмечают повышенный уровень коррупционности в государстве, и отсутствие значительных успехов антикоррупционной политики. В частности, согласно данным ВЦИОМ, всего 12% населения считает что власти прилагают много усилий для борьбы с коррупцией, а 38% считает что в данной борьбе нет реальных результатов.
Проблема коррупции приобрела системный характер, она является всеобъемлющей, пронизывающей большинство органов государственной власти и является мощным тормозом на пути прогресса страны. Поэтому проведение антикоррупционной политики, разработка средств противодействия коррупции, является одной из важнейших задач и функций государства. При этом нужно учитывать тот факт, что антикоррупционная политика в своей реализации использует большой арсенал самых разнообразных средств, среди которых важное место занимают средства политического и правового характера. Без наличия политической воли и разработанной законодательной базы противодействия коррупционным отношениям, невозможно вести эффективную борьбу с данной проблемой.
Важным направлением является принятие, и реализация антикоррупционных мер на местах. Эффективность этого направления определяет общую эффективность антикоррупционной политики страны. Поэтому становится важным и актуальным вопрос о том, какую антикоррупционную политику стремится проводить государство в отдельных частях страны, какие меры оно принимает, какие институты стремится задействовать, какую роль в этом играет гражданское общество.
На данный момент можно выделить следующие основные политические и правовые механизмы антикоррупционной деятельности: развитие политической культуры; формирование антикоррупционного менталитета; развитие института независимых СМИ; совершенствование системы государственных и политических институтов; внедрение контроля со стороны гражданского общества на процессы присходящие в органах власти; отделение политики от бизнеса; совершенствование законодательства и законотворчества; ужесточение наказаний за коррупционные преступления.
Применение вышеозначенных средств на федеральном уровне выражается в таких шагах как: утверждение национальной стратегии и национальных антикоррупционных планов; постановка вопроса о антикоррупционном просвещение граждан; издание Типового кодекса этики и служебного поведения госслужащих; формирование и функционирование многочисленных НКО по борьбе с коррупцией; внедрение «электронного правительства»; перевод значительной части документооборота в «онлайн-форматы», с целью сокращения влияния бюрократии.
На региональном уровне борьба с коррупцией выражается в: принятие программ антикоррупционной направленности и создание специализированных органов и рабочих структур в виде комиссий, совещаний, советов по вопросам противодействия коррупции; принятие специальных антикоррупционных региональных законов; принятие специальных документов, определяющих порядок и методику проверки правовых актов выпускаемых в регионе на коррупционность; наделение правом законодательной инициативы специализированных органов по борьбе с коррупцией; создание в региональных представительных органах специальных комиссий и комитетов по противодействию коррупции; использование региональных СМИ в антикоррупционной пропаганде; функционирование НКО; проведение различных «круглых столов» и семинаров посвященным антикоррупционной тематике; проведение акций региональных отделений политических партий и общественных организаций и т.д.
Из вышенаписанного можно сделать вывод что в России ведется борьба с коррупцией, и ведется она активно. Но встает вопрос, насколько данная борьба действительно эффективна, а не просто какая нибудь эфемерная фикция? А вот тут вот уже не все так просто.
Важным фактором противодействия коррупции, является наличие политической воли у руководства страны, регионов, муниципалитетов для борьбы с данным явлением. Применение данной политической воли должно сводится к тому, что закон должен применяться к любому лицу замешанному в коррупционных преступлениях, независимо от того, какую он должность занимает, и насколько он является приближенным к политическому руководству. Тут мы порой можем наблюдать порой обратную картину, когда высокопоставленный коррупционер уходит от наказания. Как признавал, в свое время, экс-президент России, Д.А. Медведев, корпоративный характер власти сильно мешает борьбе с коррупцией.
Несмотря на то, что в стране принят специальный закон о борьбе с коррупцией, и подобные законодательные акты имеются во многих субъектах федерации, антикоррупционное законодательство не является абсолютно совершенным. В частности, Россия так до сих пор и не ратифицировала статью 20 конвенции ООН против коррупции, которая гласит о том, что публичное должностное расходы которого превышают его официальные доходы, и он не может это должным образом обосновать может быть привлечен к уголовной ответственности. Без ратификации данной статьи борьба с коррупцией не может быть должным образом эффективной.
Также, федеральное и региональное антикоррупционное законодательство не может считаться хорошим, в тех их частях где говорится о сотрудничестве с силами гражданского общества. Хотя и в федеральных и региональных нормативно-правовых актах и говорится о сотрудничестве с общественными силами, но говорится это в большинстве случаев с позиций властвования, т. е. общество воспринимается не как полноценный партнер власти в борьбе с коррупцией а как еще одна подчиненная структура. Соответственно нужны такие законодательные акты, где участие общества в антикоррупционной политике будет четко прописано, и обладать оно будет широким объемом прав и полномочий.
В целях борьбы с коррупцией необходимо совершенствовать процессы законотворчества. В этом направление эффективными шагами могут быть расширение круга субъектов законодательной инициативы (наделение этим правом органов занимающихся борьбой с коррупцией) и введение законодательного механизма принятия наиболее важных законопроектов, в том числе антикоррупционных как на уровне федерального, так и на уровне региональных парламентов. Также хорошей мерой в данном направление является создание во всех представительных органах власти специальных постоянно действующих комитетов и комиссий по борьбе с коррупцией.
Важной коррупционной проблемой является сращивание представителей власти и крупного бизнеса. И хотя в российском законодательстве закреплено положение о том, что чиновники не могут заниматься предпринимательской деятельностью, всё равно находятся лазейки, через которые представители власти получают прибыль от частных предприятий. Возможным решением данной проблемы могло бы быть помимо обязательства декларирования доходов для чиновников, депутатов и их семей, наделение возможностью специальных органов проверок данных доходов, если возникает подозрение что они были заработаны с использованием служебного положения. Также в данном направление положительной бы мерой являлось принятие законодательных актов регулирующих лоббистскую деятельность. В преодолении сращивания бизнес-структур и представительных органов власти регионов и муниципалитетов могло бы помочь такое действие, как сделать депутатские корпуса полностью профессиональными.
Для улучшения качества борьбы с коррупцией необходимо функционирование независимых СМИ, и чтобы они при этом обладали большим уровнем влияния, т. к. независимые СМИ - один из методов контроля гражданских сил над властью и обеспечения прозрачности этой самой власти. Чем слабее их влияние, тем больше возникает возможностей для коррупции.
Отсутствие оппозиции, или её слабость тоже является фактором который может порождать коррупцию. Несменяемость или её ощущение, отсутствие конкуренции и контроля со стороны конкурентов, позволяют власти чувствовать себя практически безнаказанно, результатом чего могут быть нарушение как правовых так и морально-этических норм, в том числе возможен рост коррупционных деяний. Поэтому необходимы меры, которые позволяли бы в должной степени развиваться оппозиционным силам и оказывать влияние на правящую элиту. В первую очередь к таким мерам относится проведение честных и демократических выборов и усиление ответственности за нарушение выборного законодательства. Данные действия могут являться очень актуальными для России.
Исходя из написанного выше можно выделить те механизмы и аспекты к реализации которых нужно стремиться, чтобы уменьшить уровень коррупции в России: наличие политической воли у руководства страны; дальнейшее совершенствование антикоррупционного законодательства всех уровней; совершенствование законотворческих процессов; борьба со сращиванием бизнеса и власти; усиление роли независимых СМИ; честные и демократичные выборы; активное привлечение сил гражданского общества к борьбе с коррупцией.
Все перечисленные выше меры безусловно важны для появления факторов, способных уменьшить уровень коррупции, но как нам добиться того чтобы коррупция была низведена до минимума? Ответ тут один — нужна система осуществления властных полномочий, где исключается широкая возможность какой-либо коррупционной деятельности. И такую систему предлагает наше движение: представительная ступенчатая система, где законодательная власть реально получает свои полномочия непосредственно от народа и исполняет «хозяйские» функции в отношении власти исполнительной. Таким образом осуществляется подлинное народовластие с настоящим «народным» контролем за деятельностью, где имеются возможности совершения коррупционных преступлений. Значит, установление, предлагаемой нашим движением, системы властвования, приведет как раз к тому о чем писалось выше — к фактическому искоренению коррупции, низведению её до минимума, и самое главное — мы уверенны, что в конечном счете это приведет к психологическому изменению людей и к появлению у населения антикоррупционного менталитета.
В движении «Народный Выбор России» четко видят проблему высокого уровня коррупции в нашей стране, и имеют представление, как об эффективных методах его уменьшения в рамках существующей политической системы, так и о том, как практически полностью искоренить коррупцию, путем построения системы подлинного народовластия!

Сергей Любцов

0.00%

Комментарии ()