Всероссийское
общественное
движение

Системные процессы развития цивилизации

Ни для кого не секрет, что современная цивилизация находится в тотальном кризисе. И поскольку этот кризис угрожает самому нашему существованию, то мы обязаны с научной точки зрения проанализировать, и разобраться, в сущности и в источниках его формирования.

Что такое кризис? Дословный перевод этого понятия с древнегреческого - суд Божий. Для анализа этого явления с научной точки зрения, мы должны сформировать его образное представление. Для этого воспользуемся законами подобия и представим это следующим образом. Человек живёт в обществе. Общество по отношению к человеку вырабатывает свод законов (уголовные, административные) и правила поведения. Если человек нарушает эти законы и правила, то общество его судит и наказывает. Аналогичный механизм действует и во взаимоотношениях ме»щу обществом и природой. И если общество нарушает законы природы, то тоща и возникает кризис. Суд и наказание - это отношение общества к неправильному поведению человека, а кризис - это отношение Природы к неправильному поведению общества.

Исходя из этого, можно сделать вывод: у всех кризисных проблем, от которых страдает современное человечество, есть одна основная причина - это незнание и неисполнение законов природы. Следовательно, чтобы правильно выйти из кризисной ситуации, необходимо не просто изменить своё поведение в Природе, а изменить его в соответствии с её законами. Поиск и анализ этих законов должен стать приоритетным направлением в научных исследованиях современного общества, то есть необходимо ответить на вопросы: какие законы мы нарушили? Где источник формирования системного кризиса?

Напомним многовековую мудрость наших великих философов: «Хочешь познать мир - познай самого себя», «Общество - это расширенная личность, а личность это концентрированное общество».

Используя современные научные знания, мы систематизировали последовательность процессов преобразования энергии в человеке, и таким образом, получили природную инструкцию, как мы должны организовывать процессы развития общества. Сопоставляя эти два процесса, эволюции человека и общества, мы нашли первоисточники проблем современного общества.

Рассмотрим природный процесс преобразования энергии - информации в эволюции сознания человека. У человека на основе информации формируется уверенность ( вера), на основе веры он вырабатывает своё мнение, это мнение, многократно проверяется на практике и, полученные подтверждения, фиксируются как знания. Далее этот процесс повторяется.

Аналогичный процесс должен происходить и в обществе. И действительно, коллективная вера людей - это религия, коллективное мнение людей - это философия, а коллективные знания людей - это науки. И, если согласимся, что природа мудрее нас, и она организовала такой процесс эволюции в сознании человека, то и мы должны следовать её закономерностям в формировании взаимодействий институтов общества.

Что же мы видим в современной реальности? Наука развивается сама по себе, религия вообще не развивается, а только отстаивает свои многовековые догмы, а философия по большому счету стала исторической наукой. Если бы у человека были бы такие проблемы, то он был бы психически болен и даже опасен для самого себя, так как он верит в одно, знает другое, а в то, что он знает, он не верит. Знание - это высшая степень уверенности, поэтому верить и не верить одновременно невозможно.

Что такое науки в современном мире? Это аналитическое изучение отдельных частей мироздания. Физика, математика, история, социология, медицина и т.д. все это отдельные части изучаемого нами окружающего мира.

Что такое - религия? Это система общественного мировоззрения на происхождение, устройство и закономерности окружающего нас мира, отвечающая на вопросы: кто мы, откуда, кто нас создал, как, зачем, куда мы идём и т.д.? Другими словами, это как бы объёмная карта нашего представления об окружающем мире. Таким образом, наука - это анализ, а религия - это синтез нашего представления о мире.

А что такое философия? Это процесс, который вбирает в себя все новые знания для формирования и уточнения общественного мировоззрения. И, наоборот, изучая «белые пятна» нашего мировоззрения, философия формирует новые направления для науки. Поэтому мы и говорим: философия - мать наук, а теперь, и процесс формирования общественного мировоззрения.

Если учесть, что вся Вселенная находится в движении и гармоничном развитии, то и все, составляющие её процессы тоже должны быть гармоничны. А если какой-то процесс начинает тормозить и создавать дисгармонию, то он обязательно создаст напряжение в окружающем его пространстве.

Именно подобное состояние возникло и в нашем обществе. У нас прекратился процесс развития общественного мировоззрения, и мы уже испытываем всё более нарастающее напряжение в обществе. Многие аналитики уже видят и дальнейшую неспособность к самостоятельному выживанию нашей цивилизации. Именно поэтому нам жизненно необходимо найти правильные научные пути выхода из создавшейся ситуации.

Сопоставим эволюцию развития общественного мировоззрения и эволюцию веры человека. Из гносеологии мы знаем, что вера человека развивается поэтапно, сначала эмоционально чувственный этап, потом рассудочный и высшая стадия развития, это разумный этап. Аналогичные этапы протекают и в обществе. То, что мы сегодня называем религией - это система общественного мировоззрения на происхождение, устройство и закономерности окружающего нас мира, построенная на мистических представлениях отдельных народностей. Эти знания, зарождающееся общество, получило через своих авторитетов - через пророков. Они все давали нам коллективное мировоззрение: Христианство, Мусульманство, Иудаизм, Индуизм и т.д. Тоже самое происходит и с человеком. Все первоначальные знания ребёнок получает от своих родителей, он их не анализирует и не предаёт сомнению. Родители для него авторитет, и если они сказали, то это правда, в последней инстанции. При дальнейшем росте общественного сознания, и увеличении знаний, зарождается естественное отторжение примитивных понятий, и появляется необходимость удовлетворения уже не эмоционально чувственных, а интеллектуальных потребностей человека. И тогда появляется новая, временная, рассудочная религия - атеизм. Атеизм, это отрицание голой веры, но это тоже вера, вера в знания. Кредо любого атеиста - следующее выражение: «Я не знаю, кто и как создал этот мир, но я верю, что наука найдёт ответы на эти вопросы». И далее, под воздействием всё ускоряющегося накопления знаний и развития общественного интеллекта, создаются новые философские обобщения, которые формируют научную картину мира.

Мировоззрение, это фундаментальная основа для сосуществования людей в разумном обществе, это основа нашего мышления, а, следовательно, и поведения. Мировоззрение даёт нам единство ценностей, определяет наши идеалы. Теоретические способы достижения таких идеалов рождают идеологии общества. А идеология общества, это уже его чувства, это источник энергии возбуждающий коллективное движение. Общество без идеологии, это так же, как и человек без чувств и без желаний. Человек без чувств и без желаний теряет энергию жизни, входит в депрессию и в пессимизм. Такие же явления мы наблюдаем и в современном обществе, которое сегодня мы так и называем: депрессивным и разлагающимся.

Об этом, в своей работе «Государство», говорил и Аристотель. Он писал о двух путях развития государства: о правильном пути и неправильном. Правильный путь, это когда общество имеет согласованное мировоззрение, и власть ориентирована на интересы всего общества. Неправильный путь, это отсутствие или несостоятельность мировоззрения, тогда общество разлагается и ориентируется на свои личные, эгоистические интересы. Процесс само выживания за счёт других. Лидеры такого общества тоже преследуют свои личные, корыстные цели. Самые эффективные идеологии такого мировоззрения, это коррупция, взяточничество, казнокрадство и другие, в том числе и криминальные технологии обогащения за счёт других. Бороться с такими идеологиями, при отсутствии мировоззрения, почти бессмысленно, потому что это борьба со стихией. А стихию запретить нельзя, как и нельзя её уговорить или призвать к совести. Стихию можно только победить, и только другой стихией. Управляют таким обществом, либо тираны, либо олигархи, либо, если участвует большая часть населения, демократы. Демократия, это, как говорил Аристотель, власть демагогов. Демагог отличается от философа тем, что философ отстаивает авторитет истины, а демагог, используя своё красноречие, создаёт свой личный авторитет, а потом использует его в своих корыстных целях, что мы сегодня и наблюдаем.

Игнорирование значимости законов природы, взаимосвязей между наукой - философией - религией - идеологией и политикой, их раздельное и не гармоничное развитие всегда будет приводить общество к кризису. Иными словами природа выказывает своё негативное отношение к неправильному устройству общества и тем самым наказывает нас.

Геннадий Бичёв, кандидат философских наук, член-корреспондент РАЕН, доцент кафедры повышения квалификации преподавателей МГТУ им. Н. Э. Баумана, эксперт Парламентского клуба.

0.00%

Комментарии ()